Колеса для перевозки лодок

логотипИмеющиеся в продаже откидывающиеся колеса, предназначенные для установки на транец лодок из ПВХ, могут удовлетворить практически любого, даже самого взыскательного и требовательного рыбака. Они достаточно легко с минимальным набором необходимого инструмента могут быть установлены практически на любую ПВХ-лодку. Почему все же возникла необходимость в создании еще какие-то новых конструкций? Все объясняется достаточно просто - в них колеса должны быть двойного применения.


Для лодки "Пелла-Фиорд"

Колеса для перевозки лодокфото 2К моменту создания (а это происходило около пяти лет назад) откидывающиеся колеса были мной, что называется, "заточены" под перевозку лодки "Пелла-Фиорд" (фото 1), весящей значительно больше подавляющего большинства ПВХ-лодок - масса ее превышает (с учетом небольшой модернизации) 100 кг. Таким образом, фабричные конструкции, что оказались в поле зрения на тот момент, не были рассчитаны на такую нагрузку. Это - во-первых.

Во-вторых, по своим конструктивным особенностям ни одно из имеющихся в тот период на прилавках колес не подходило для установки на подобные гребные лодки. Особенностью конструкции "Пеллы-Фиорд" и аналогов является герметичная задняя банка, заполненная вспененным составом (это так называемый "блок плавучести"), причем толщина наружного слоя стеклопластика на транце не превышает 3-4 мм.

Понятно, что саморезы в нем держаться не будут, а для установки пары болт-гайка внутрь герметичного отсека не забраться. Поэтому колеса могут крепиться только лишь на небольшом по площади пятачке, в непосредственной близости от верхней обвязки транца над задней банкой. На такую высокую точку крепления ни одна из фабричных конструкций не рассчитана.

И еще один немаловажный момент. Я попытался сделать так, чтобы на этих колесах лодку при необходимости можно было перевозить как вверх килем, так и, перевернув колеса, килем вниз.

Поэтому, в результате многократных промеров возможных точек крепления и площади опоры всей конструкции, и появились такие колеса, которые выдерживают повышенную нагрузку и легко устанавливаются на небольшую площадку. При этом была учтена малая толщина стеклопластика на транце.

фото 3фото 4
фото 5фото 6
фото 7фото 8

И, наконец, я рассчитывал, что мои колеса должны были служить лишь для того, чтобы довезти лодку до воды или до лодочного прицепа, а потом сниматься.

Универсальная конструкция держателя стойки видна на фото 1. В качестве держателя применен П-образный профиль, фиксирующими элементами которого служат либо стержни диаметром 6 мм, либо винты Мб без гайки - как вставки.

Для ПВХ-лодки

Приобретать отдельно комплект колес для ПВХ-лодки мне представлялось нецелесообразным, потому что эти же колеса для "Пеллы" без каких-либо модернизаций можно поставить на транец надувного плавсредства. Единственное, что держатель стойки колеса конструктивно стал другим. Это было вызвано, в первую очередь, опять же двойным назначением этого узла. Но об этом - потом, а пока - о колесах.

фото 9Рассмотрим особенности конструкции колес. Стойка колеса - толстостенный алюминиевый профиль 45x25x3 мм (фото 2). Длина его выбрана, прежде всего, из соображений установки и на "Пеллу-Фиорд" - 500 мм.

Мной были приобретены колеса на пластмассовых дисках размером 260x85 мм, имевшиеся тогда в строительных супермаркетах. Правда, когда конструкция была уже создана и опробована, появились в продаже такие же колеса, но на дисках из легкого сплава и по более гуманной цене. Но... поезд уже ушел.

фото 10Выбор размеров колеса определялся, исходя из предельно допустимых нагрузок. Учитывался также и характер грунта, на котором им предстояло работать - это весьма плотный песок и лишь местами глина и ил. В качестве вилки была выбрана скоба из нержавеющей стали толщиной 3 мм (фото 3).

К слову, если у читателя возникнут какие-то переживания по поводу того, как вместе будут "жить" алюминиевый сплав и нержавейка, спешу успокоить: если и будет образовываться гальваническая пара в соленой океанской воде, то с очень маленькими токами. А для нашего "пресного" Северо-Запада такая "гальваника" совсем не грозит.

Втулка оси была выполнена из дюралюминия (фото 4). Ее размеры: внешний диаметр - 20 мм, диаметр отверстия -10 мм, длина - 80 мм.

Колесо в вилке собирается на болте М10 с самоконтрящейся гайкой (фото 5). Надо учитывать, что максимальная толщина диска колеса оказалась несколько меньшей, чем размеры покрышки, и ниппель выступает за габариты диска. Чтобы избежать трения боковиной колеса о вилку и касания ниппелем вилки, на втулку оси с каждой стороны методом подбора устанавливаются по 2 - 3 центрующие шайбы, которые ограничивают люфт колеса на оси (фото 6). Вилка к стойке крепится посредством болтов М6. Для укрепления этого узла сопряжения деталей можно поставить дополнительный уголок (фото 7,8).

Из вышеперечисленных деталей, необходимых для сборки, лишь вилки и втулки были заказаны у коллег-рыбаков, работающих на одном из производств объединения "Россметалл", за что им - большое рыбацкое спасибо. Все остальное приобретено в строительных магазинах.

фото 11Если у вас, уважаемые читатели, вообще нет никакого выхода на производство, а приобрести колеса подобных размеров в ваших краях затруднительно, то можно обойтись колесами и меньшего диаметра. Как вариант оснащения съемными колесами (с минимальным заказом комплектующих на производстве) - предлагаю сделать конструкцию как у колесного шасси самолетов. Нечто подобное описано в статье И. Захарова в 3-м номере "Спортивного рыболовства" за этот год. В такой конструкции вилка не потребуется, а втулки можно подобрать из отрезков стальных водопроводных труб. Если лодку возить недалеко, то небольшой люфт на оси не особо сильно скажется на ходовых качествах всей конструкции.

Вид транцевых досок ПВХ-лодок позволил несколько по-иному взглянуть на узлы крепления транспортировочных колес к транцу: сделать многофункциональные гнезда крепления. Помимо основного предназначения - надежного удержания колес - правое, если смотреть со стороны кормы, гнездо можно использовать для установки поддерживающей спинки на месте рулевого, а левое приспособить для установки датчика эхолота. Более подробно о дополнительных функциях гнезд - чуть ниже, а пока - об особенностях их конструкции и установки.

фото 12Узлы крепления также были заказаны на производстве, т.к. из имеющегося сортамента, подобрать трубу с необходимым внутренним сечением не удалось. В их конструкции присутствует и гибка, и сварка. Держатели выполнены из нержавеющей стали толщиной 2 мм (фото 9). Внутренние размеры гнезда рассчитаны под свободную установку профиля - стойки колеса. Они крепятся на лодку при помощи четырех шурупов диаметром 6 мм длиной 30 мм с шестигранной головкой под ключ.

Моя надувная лодка - от фирмы "Баджер". Поскольку конструктивной особенностью этих лодок является выход днища за транцевую доску (см. фото 9), то гнезда устанавливаются на транцевой доске под некоторым углом - при помощи металлической прокладки под нижнюю пару шурупов. Это позволяет стойке колеса легко вставляться снизу в гнездо до ограничителя (фото 10,11).

Естественно, все это делается на берегу, после завершения процесса накачивания баллонов до паспортных значений. А после установки колес производится полное оснащение лодки, включая установку тента, снастей, мотора и бензобака.

В зависимости от направления перемещения лодки (спуск на воду или извлечение из воды), плотности берегового грунта или угла наклона слипа* вилки колес могут быть сориентированы по-разному - по ходу движения или против.

Благодаря подобным манипуляциям происходит заметное перераспределение нагрузок между колесами и рым-рукояткой, что позволяет достаточно легко проходить даже заиленные участки, не зарываясь колесами. Правда, следует отметить, что при этом нагрузка на рым увеличивается с 15 - 20 кг до 30 - 35 кг. Но, мне представляется, такая нагрузка не является чем-то запредельным для человека средних физических кондиций. Это позволяет в одиночку осуществлять спуск и, самое главное, подъем на берег полностью оснащенной лодки длиной 330 - 340 см, даже если берег имеет рыхлый и вязкий грунт.

Хочу отметить еще одну особенность данной конструкции. Как на берегу, так и в воде колеса легко ставятся одним человеком либо с заходом в воду (на небольшой глубине), либо с борта самой лодки. Кроме того, не надо беспокоиться, что колесо выпадет из рук - оно не тонет. А если предстоят манипуляции с колесами на течении, то для подстраховки (чтобы не уплыли) их можно связать между собой (фото 12).

Опыт эксплуатации колес на разных лодках на протяжении уже пяти сезонов позволяет уверенно говорить о создании вполне жизнеспособной конструкции.

* Слип - наклонный настил для подъема лодки на берег.

В. Соколов

"Спортивное рыболовство № 5 - 2008г."

конструкция
Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (51)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (27)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (43)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (56)
  5. Моя лодка не требует регистрации (100)