Электрооборудование рыбацких лодок

логотип журнала Спортивное Рыболовство Если заглянуть в недалекое прошлое рыбацких лодок, относящихся к категории маломерного флота, то окажется, что основными потребителями электроэнергии на небольших судах всегда были ходовые огни, плюс, может быть, лампа-фара и стартер у счастливых обладателей моторов с электрозапуском.
Все эти запросы с лихвой обеспечивались автомобильными аккумуляторами соответствующей емкости. Сейчас положение на воде существенно изменилось: появились не только новые, значительно более мобильные конструкции лодок, но и, самое главное - новые, не применявшиеся ранее потребители электроэнергии.

 Еще 15-20 лет назад мало кто из отечественных рыбаков-любителей слышал о применении эхолокации в спортивном и любительском рыболовстве.
Однако стоило лишь обозначить генеральное направление мысли на эту тему переводной статьей в журнале "Радио", как появились первые Самоделкины из наиболее "продвинутых" радиолюбителей, начавшие собирать доморощенные эхолоты-глубиномеры на появившихся в свободной продаже "таблетках" из нитрида титана (активный элемент электроакустического преобразователя).

 Эта техника не требовала большого расхода электроэнергии - и поэтому народ обходился появившимися также из недр ВПК элементами питания РЦ (ртутно-цинковыми). Те были очень энергоемки, но, как показала практика использования, и весьма небезопасны - особенно, когда истекал срок годности или когда элементы использовались в режиме больших токов (близких к режиму короткого замыкания).

 Еще один, правда, уже менее энергозатратный потребитель появился в лице GPS-навигатора. В 80-е годы прошлого века сведения о системе GPS были доступны разве что военным да небольшому кругу специалистов. С открытием в 1983 году системы для гражданских пользователей на Западе начался, можно сказать, "навигационный" бум.
И еще за несколько лет до полного развертывания системы в 1995 году стали появляться в руках наиболее "продвинутых" отечественных рыбаков первые приемники-навигаторы.
Сегодня, благодаря опять же гигантским шагам технического прогресса, все вышеназванное стало практически обязательным атрибутом лодки любого мало-мальски уважающего себя рыбака. И дело не в том, что это нужно для престижа или это дань рыболовной моде. Прежде всего - это БЕЗОПАСНОСТЬ на воде. Ну а уж потом - реальная помощь в рыбалке.

Обзоры этих приборов с завидной регулярностью - по мере обновления модельного ряда - появляются на страницах различных изданий рыболовной (и не только) направленности. А вот вопрос организации электроснабжения для этих приборов пока обходится стороной. Как эту электроэнергию добыть? Как сохранять и как ее возобновлять на небольшой лодке рыбака? Вот об этом, а также о возможных вариантах оснащения лодок электрооборудованием и пойдет речь.

 Небольшой исторический экскурс
Разработчики одной из версий отечественного лодочного подвесного мотора "Ветерок-8" уже в те годы предусмотрели возможность "снимать" с работающего мотора электроэнергию мощностью 10-15 Вт при напряжении 12 В.
Для этих целей была установлена катушка-преобразователь, от которой были выведены провода. Правда, напряжение, снимаемое с этой катушки, не было стабилизированным: оно плавно изменялось от 11В (на холостых оборотах) до почти 17В (на максимальных).
Желающим запитать бортовую сеть нужно было вывести провода из-под капота мотора, либо поставить разъем и включить в эту цепь предохранитель. Мощность небольшая, но, чтобы обозначить себя на воде и немного освещать путь при движении в темное время суток, ее хватало.

 На современных импортных моторах такая возможность - запитать бортовую сеть - предусмотрена уже на ряде моделей, начиная с движков мощностью в 4 л.с. Причем производитель допускает, что даже на маленьких моторах можно получать ток мощностью до 50 Вт (4 А при 12 В).

С ростом мощности мотора, естественно, повышается и величина получаемой электрической мощности. Но даже 50 Вт вполне хватит и для работы бортовых навигационных систем, и для ходовых огней, и для кратковременного подключения небольшой лампы-фары при поиске места швартовки, и для систем подзарядки аккумуляторов мобильного телефона или рации.

Как этим воспользоваться?
Современные маломощные двигатели могут быть оборудованы в процессе производства (или дооборудованы потом) штатной катушкой света (маломощным генератором) и выпрямителем. Мощность таких устройств колеблется от 40 до 80 Вт, что вполне достаточно для питания разнообразного электрооборудования и/или зарядки небольшого аккумулятора.
Небольшое замечание - категорически запрещается питать электронное оборудование напрямую от генератора (даже с выпрямителем) - это может привести к нестабильной работе электроники или даже к выходу ее из строя.

 Питать такие устройства рекомендуется через буферный аккумулятор емкостью не менее 20 А/ч, причем необходимо обеспечить надежное соединение генератора с клеммами аккумулятора. Если аккумулятор имеет меньшую электроемкость, то для его стабильной зарядки и нормальной работы бортовой электроники необходимо наличие ограничителя или стабилизатора напряжения.
Если ваш двигатель не был изначально оборудован катушкой света - не беда, эти детали не являются дефицитом и достаточно легко приобретаются. Другое дело - вопрос стоимости. Катушка света на двигатель Mercury 15М стоит от 2000 рублей, выпрямитель - немного более 5000 руб.

 Добавьте сюда стоимость работы по установке - и моментально появляются мысли об экономии и сомнения в необходимости данного оборудования. Но выход из создавшейся ситуации есть. Во-первых, при определенном навыке катушку вполне возможно установить самостоятельно, во-вторых, нашими умельцами разработано несколько схем выпрямителей-стабилизаторов различной степени сложности, вполне доступных для самостоятельного изготовления. Подробности сборки и монтажа подобных устройств на моторах можно прочитать на сайте motolodka.ru.

По моему мнению, генератор в подвесном лодочном моторе - штука хоть и полезная, но не настолько необходимая, если только вы не занимаетесь автономными походами сроком более двух недель. Во всех прочих случаях вполне будет достаточно двух - четырех малогабаритных герметичных аккумуляторов емкостью в 7-12 А/ч, причем стоимость последних вместе со специальным зарядным устройством не превышает 2000 руб.

Варианты электрификации лодки
Одним из вариантов будет использование свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (фото 1). В последнее время подобные источники электропитания получили значительное распространение благодаря широкому применению в источниках бесперебойного питания (ИБП), которые "поддерживают" многочисленные компьютерные сети и компьютеры отдельных пользователей. В продаже наиболее часто встречаются аккумуляторы, рассчитанные на напряжение 6 или 12В и емкостью от 0,8 до 26 А/ч. Так как большинство эхолотов работает от напряжения 12 В, то обратим внимание именно на эту категорию источников.

 В отличие от традиционных автомобильных (стартерных) аккумуляторов, свинцово-кислотные не боятся любого (!) положения - они герметичны - и не требуют обслуживания, кроме подзарядки и, при необходимости, зачистки контактов. Но так же, как и автомобильные стартерные аккумуляторы, они очень плохо переносят глубокий разряд.
Для подзарядки свинцово-кислотных аккумуляторов я обычно поступаю следующим образом. За 2 - 3 дня до рыбалки устанавливаю свой (специально при обретенный) аккумулятор в ИБП взамен штатного (фото 2).

"Умная" электроника блока заряжает аккумулятор нужным током. После этого остается только убедиться, что процесс прошел нормально и аккумулятор получил максимальный заряд. Затем свое место опять занимает штатный аккумулятор.
Практика использования аккумуляторных батарей на 2 - 3-дневных рыбалках показывает, что оптимальной емкостью их будет 7 А/ч. Этого вполне достаточно для работы и эхолота, и GPS-навигатора в течение всего светового дня без дополнительной подзарядки.

 В зависимости от торговой марки и фирмы-производителя масса такого аккумулятора может быть в пределах 2,2 - 2,65 кг. Габаритные размеры - от 151x65x94 до 151x65x101 мм: даже в небольшой лодке он не займет много места. Его установка потребует выполнения только одного требования: он должен быть надежно (!) закреплен на жестких элементах корпуса лодки. Местом фиксации аккумулятора могут быть либо транец, либо пайолы в лодках с жестким полом, либо деревянная банка, если лодка с аэрдеком или надувным дном.

Хочу предложить вашему вниманию вариант подобной лодочной инсталляции. Аккумулятор используется только в автономном режиме (без подзарядки от мотора), как источник напряжения для работы бортовых электро-приборов в течение суток-других. После длительных раздумий и примерок расположения аккумулятора в лодке (у меня - Badger SDA 330 с аэрдеком) - место для него было определено под банкой у баллона, слева по ходу движения. Для установки аккумулятора емкостью 7 А/ч был подобран контейнер (фото 3).

 В контейнере для нормальной прокладки электрических проводов были сделаны небольшие пропилы, которые позволили нормально закрывать крышку контейнера. Крепление контейнера к банке было выполнено при помощи хомута из нейлоновой стропы шириной 30 мм (фото 4,5). В качестве клина использовался кусок водостойкой фанеры (фото 6).
Все используемые на лодке потребители электроэнергии имеют унифицированный разъем (под автоприкуриватель), поэтому для подключения к аккумулятору используется стандартный палубный разъем (фото 7). Крепление палубного разъема к банке выполнено на кронштейне, изготовленном из пластикового уголка (фото 8). Сам уголок крепится к банке на двух "саморезах" размером 4 на 16 . Электрическую цепь от аккумулятора к палубному разъему необходимо подстраховать с помощью предохранителя на 5 А (фото 9).

 Блок приборов (GPS-навигатор с преобразователем напряжения и эхолот) скомпонован на одной платформе из ламината (фото 10). На ней так же размещен блок преобразования напряжения с 12 В на 3 В для GPS-навигатора, когда он тоже установлен на платформе. При использовании навигатора отдельно - он подключается к своему штатному преобразователю (фото 11). Подключение блока приборов к аккумулятору производится при помощи разъема (фото 12).

Подобное объединение приборов вызвано тем, что они в таком виде до недавнего времени использовались мною на четырех различных корпусах лодок ("Москва-2" , "Казанка 5М4", "Пелла-Фиорд" и Badger SDA 330). На всех лодках, кроме "Пелла-Фиорд", были установлены стандартные палубные разъемы, поэтому подключение было очень простым.

Вот "Пелла-Фиорд" не оборудовалась электросетью - и подключение приборов на ней производилось при помощи своеобразного электроудлинителя (фото 13). К клеммам аккумулятора он подсоединялся "крокодильчиками", а приборы подключались к палубному разъему помещенному в герметичный гофр (фото 14).
После анализа возможных вариантов установки датчика эхолота на транце был выбран мобильный вариант, показанный на фото 15. В качестве основы - штанги - взята пластина из гетинакса. Так как "родной" фиксатор положения датчика у меня был поврежден, то новая конструкция была выполнена уже на скобе из дюралюминия, также с одной степенью свободы (можно регулировать угол наклона датчика в зависимости от наклона транца используемой лодки - фото 16).

На лодках "Москва-2" и "Казанка 5М4" штанга с датчиком устанавливалась на транец на направляющем рельсе (фото 17-19). Если предстоял выход на лодке "Пелла-Фиорд", то штанга к транцу крепилась струбциной. Для установки же датчика на Badger SDA 330 из алюминиевого профиля был изготовлен переходник (фото 20).
Крепление штанги на переходнике осуществляется при помощи болта М6 с барашком. А переходник уже устанавливается в штатное место, которым у меня служило гнездо крепления левого транспортировочного колеса (фото 21). В верхней части переходника имеется отверстие, куда вставляется ограничитель (карабин).

 Подобная установка обеспечивает положение датчика на 2 - 3 см ниже уровня транца при движении лодки, что позволяет снимать информацию во всем диапазоне рабочих скоростей. При движении лодки по мелководью вся конструкция поднимается вверх и поворачивается на 90°. Датчик оказывается значительно выше киля, чем и обеспечивается его сохранность.

GPS-навигатор на платформу устанавливается на кронштейне и подключается через стандартный разъем к преобразователю напряжения.

К палубному разъему в зависимости от необходимости, можно подключить:

- устройство зарядки мобильного телефона от 12 В;

- "переноску" на светодиодах для освещения кокпита под тентом.

Как правило, мои выезды на рыбалку с подобным оснащением длятся не более двух дней с одним ночлегом. А прошлым летом я забыл зарядить аккумулятор при выезде на очередную рыбалку, на всякий случай взял запасной, так он даже не пригодился: частично разряженного аккумулятора вполне хватило примерно на 15 -18 часов работы с нагрузкой, состоящей из GPS-навигатора и эхолота.

(В следующем номере редакция предложит вниманию читателей другой взгляд на электрооборудование лодки - от Александра Кулагина из клуба "Велход")

В. Соколов

"Спортивное рыболовство № 4 - 2008г."
аккумулятор
Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (63)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (29)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (44)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (61)
  5. Моя лодка не требует регистрации (180)