Антислайдинг... в калошах?

логотип журнала Спортивное Рыболовствокалоши резиновыеДля большинства спортсменов в зимних видах спорта хорошее скольжение является залогом достижения высоких результатов. В зимней же рыбалке, особенно по первому льду, скольжение обуви - враг номер 1.

Почему так категорично? Низкий коэффициент сцепления значительно замедляет скорость пешего хода, а в ряде случаев (перемещение по торосистому льду или по наклонным ледяным поверхностям) очень высок риск падения, со всеми вытекающими...

А если вы встали на финские санки или монолыжу (ледовый самокат), то движение против даже умеренного ветра в обуви, не оснащенной шипами, может быть проблематичным.

фото 2Обычно, особенно в начале ледового сезона, на рыболовных Интернет-форумах, посвященных самоделкам, происходит интенсивный обмен идеями по предотвращению скольжения на льду.
Проекты самые разные, от экзотических до простого вворачивания "саморезов" в подошву рыболовной обуви. И это естественно: народная мысль уже давно и плодотворно работает в направлении "антислайдинга".

Какие только бытовые приборы и приспособления не становились основой подобных ноу-хау. Лет двадцать назад, к примеру, в посудохозяйственных магазинах случился даже дефицит терок!!!

Выскажу и я свои наблюдения и предложения по улучшению сцепления со льдом. Начну со специализированной рыбацкой обуви, заполонившей в последнее время прилавки рыболовных магазинов.

фото 3При всех плюсах - водостойкость, хорошая термоизоляция (морозостойкость), удобство колодки и возможность выбора строго под размер ноги - у этой обуви есть, на мой взгляд, и два существенных недостатка. Для кого-то они не будут иметь решающего значения при покупке, а кто-то, померив или просто подержав в руках, подумает - и поставит сапоги обратно. Уж слишком вес такой обуви большой. А если предстоят дальние переходы, то, как говорили наши предки: "Грамм на ноге - килограмм на плече".

А второй немаловажный момент (особенно, если придется использовать средства малой механизации для передвижения) в том, что фирменная шиповка такой обуви не позволяет, увы, уверенно отталкиваться при использовании "финок" или "самоката". Шипы высотой около 1 мм - это лишь компромиссное решение по улучшению безопасности на льду. И до реальной эффективности работы им не хватает, как минимум, еще 7 - 10 мм.

фото 4Естественно, так шиповать обувь - около 10 мм, особенно имея в виду неизбежное хождение по асфальту - нереально. Поэтому единственный, как мне кажется, выход - это съемные шипы. В народе они получили наименование "кошки" или "цапки". Это приспособление надевается на ботинок или сапог непосредственно перед выходом на лед. И тогда вполне резонным будет вопрос: а зачем нам тогда вообще специализированная обувь с встроенными шипами?

Думаю, ответ может быть следующим: она пригодится, когда нужно будет ходить недалеко и по гладкому - осенне-весеннему, с лужами льду. А для рыбалки с более динамичным режимом передвижения можно подобрать что-то попроще и полегче: те же валенки или их аналог из "пенки".
Говоря о конструкции "кошек", хочу определить границы их использования. И, исходя из этого, чуть более подробно - о возможных конструкциях.

фото 51. Если для рыбалки вы используете не одну пару обуви, то целесообразным будет изготовление "кошек" с несколькими регулировками и ремнями. Основой для шиповки в этом случае вполне может быть кусок так называемой "транспортерной ленты" (толстая резина на тканевой основе). Наличие нескольких узлов крепления обусловлено тем, что при передвижении что-то придется подтягивать - конструкция может расхлябаться.

2. Если для зимней рыбалки у вас единственная пара обуви, то предлагаемый ниже вариант изготовления "кошек" - для вас. Этот вариант лишен недостатков приспособлений пункта 1: не требуется каких-то регулировок и подтягиваний в течение дня.

За основу моей конструкции взяты обычные калоши, приобретенные в магазине фабрики "Красный треугольник" за 120 рублей. Для подбора в размер пришлось принести свою рыболовную обувь. Получилось, что на сапог размера 46 подошли калоши размера 31,0 (фото 7).

Почему же после многочисленных изысканий выбор все-таки был остановлен на отечественном резинотехническом изделии? Во-первых, для меня - это небольшая стоимость всего комплекта. Во-вторых - относительная простота изготовления. В-третьих - надежная посадка калоши на сапог и минимум вспомогательных элементов фиксации на ноге.

калоши с шипами в сбореИтак, начинаем с внешнего осмотра покупки. "Современная", если так можно сказать, модель калош оказалась несколько тоньше, чем та, что выпускалась при наших дедах. Это особенно заметно по подошве, поэтому потребуется некоторое усиление той. Достаточно вырезать вкладыш (типа стельки) из твердой резины или полиуретана толщиной 1,5 - 2,5 мм (фото 2) и приклеить его хорошим клеем. Мне удалось найти лишь небольшие куски такого материала, поэтому я ограничился усилением только тех мест, где устанавливаются шипы (фото З).

В качестве шипов я использовал винты М5 длиной около 25 мм с потай-головками (фото 4). Так как сила, действующая на винт и выламывающая его в момент отталкивания, очень большая, то места установки винтов (для распределения нагрузки на максимально большую поверхность) были дополнительно усилены планками из металла (фото 5). У меня в ход пошли и алюминий, и оцинкованная сталь, и куски стали нержавеющей - что было под рукой. Толщина у стали - 2,5 мм, у алюминия -3,5 мм.

Прежде чем устанавливать шипы на калошах, необходимы "натурные испытания". Что надо сделать? Надев рыбацкие сапоги, подложить под подошву имитацию шипов, выполненную по их высоте - например, из кусочков фанеры. Затем определить максимально нагруженные участки на подошве, именно на этих участках и необходимо устанавливать шипы. Это следует сделать для того, чтобы при передвижении по льду шипы не мешали ходить. Если этого не сделать, вы рискуете очень сильно перегрузить свод стопы - со всеми вытекающими последствиями: неприятные болевые ощущения на подошвах и в голеностопе.

скобы с шипамиКогда участки повышенной нагрузки определены, их необходимо как-то отметить на подошве сапог - например, маркером. Одевая еще неоснащенные калоши, перенесем разметку на них - как внутри, так и снаружи.

На следующем этапе внутрь калош наклеиваем заготовки из полиуретана или твердой резины так, чтобы они на 10 - 20 мм перекрывали зону повышенной нагрузки. Пока высыхает клей, подгоняем по размеру металлические накладки: внутренние полосы не должны тереть боковины калош, а наружные - выступать за край ранта (фото 6).

Блок шипов на пятке можно смонтировать на одной площадке - там калоша практически не гнется. В передней части - из-за постоянного изгиба - целесообразно разнести блоки на некоторое расстояние, скомпоновав соответственно два и три шипа (фото 7).

калоши с шипамиРазметку установки шипов в планке необходимо делать, определив их место внутри калоши. После этого перенести разметку на внутреннюю планку и сделать отверстия.

Для сверления сталей очень хорошо себя зарекомендовали сверла с покрытием из нитрида титана.

Отверстия в наружной планке можно просверлить, использую внутреннюю - как кондуктор (приложив образец с уже просверленными отверстиями). И отверстия в подошве калош лучше делать, используя планки в качестве кондукторов.

Когда подготовительная работа выполнена, займемся окончательной сборкой. Для равномерного поджатия планок каждый винт следует затягивать постепенно, проходя эту процедуру несколько раз по кругу. Когда вы закончили затяжку винтов, для предотвращения раскручивания соединение можно законтрить. Существует несколько способов.

Можно, раскрутив гайки, немного деформировать резьбу в нижней - той, что потом будет под гайкой - части винтов.

фото 9А можно на нижнюю часть винтов нанести по капле масляной краски. После полного высыхания краски сорвать такую гайку будет проблематично.

Заточить полученные шипы на конус можно и напильником, и на электроточиле. Добиваться "остроты иголки" надобности нет, достаточно примитивной граненой заточки (фото 8). Даже в таком виде калоши, подобранные по размеру, хорошо держатся на ноге.

Но на льду не должно быть случайностей. Поэтому - страховочное приспособление. Оно представляет собой две шлевки из льняной стропы, прикрепленные к пятке и к носовой части калош (как на детских сандалиях). В получившиеся петли вдернуты старые кожаные брючные ремни. Таким образом, получается только одна точка фиксации и регулировки. Снять-надеть калоши и застегнуть пряжку ремня - не больше нескольких секунд. Я на зимней рыбалке использую сапоги с мягким голенищем - и чтобы сильно не сдавливать ногу, под ремень подложил полоски "пенки" (фото 9, 10).

"Кошки" успешно испытаны на Ладоге, каких-либо замечаний не нашлось. Суммарный пробег за три поездки (перемещался на монолыже) превысил 70 км. Так что обувь получилась совсем нескользкая и весьма живучая!

Т. Иванов

"Спортивное рыболовство № 2 - 2008г."


журнал "Спортивное Рыболовство" №2 2008


журнал "Спортивное Рыболовство" №1 2008

обувь, шипы
Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (63)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (29)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (44)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (61)
  5. Моя лодка не требует регистрации (180)