Вот закончился пост, и захотелось свежей рыбы

Наш журнал постоянно знакомит читателя с современной правовой и экологической ситуацией на различных водоемах России. В  этот раз наш спецкор Андрей Великанов беседует о состоянии дел на Финском заливе с начальником Государственной морской инспекции пограничного управления ФСБ РФ по Ленинградской области Алексеем Гоником.

- Алексей Станиславович, в последние годы рыболовы-любители, если говорить откровенно, запутались в обилии контролирующих природу органов. Тут вами Комитет по природопользованию и охране окружающей среды, и Севзапрыбвод, и Россельхознадзор, и ГИМС - просто голова кругом идет. В конечном счете, кто же все-таки отвечает за рыбу?

- Охрану водных биологических ресурсов и осуществления государственного контроля в этой сфере обеспечивает сегодня только Государственная морская инспекция пограничного управления ФСБ РФ по Лениградской области. ГИМС правомочен инспектировать регистрацию и техническое состояние маломерных судов. Россельхознадзору подвластны все внутренние водоемы (исключая внутренние морские воды), а Севзапрыбвод ныне занимается исключительно рыбо-водно-ихтиологическими задачами. Многовато, вроде бы, организаций, но не так уж и сложно в их компетенции разобраться.

- И какое же состояния Нептуновых кладовых в вашей епархии, ведь я уже не один раз из уст серьезных государственных мужей слышал тезис о смерти Финского залива - конечно, с рыбохозяйственной точки зрения.


- Если говорить о рыбной промышленности, то она, конечно, постепенно отходит в небытие, и виною тому не только экологические, но и социально-экономические, и даже политические факторы. Например, рыбная продукция, поступающая на наш рынок от эстонских соседей, значительно дешевле выпускаемой на перерабатывающих заводах Ленинградской области. Впрочем, и садковый атлантический лосось из Норвегии делает просто нерентабельным сдачу в торговую сеть отечественными рыбаками аналогичного улова.

Но, в первую очередь, состояние экологии Финского залива зависит от всесильного антропогенного фактора. Только посмотрите, что произошло здесь за последнее десятилетие: перекрытие Маркизовой лужи полноценной дамбой, искусственное намывание Васильевского острова, грандиозное строительство портов и терминалов -как по южному, так и по северному берегу. Многократно увеличился и объем морских грузоперевозок. Да плюс к тому с ростом благосостояния населения рыболовами-любителями постепенно осваиваются самые удаленные от цивилизации морские участки.

- Я знаю, что у вас в инспекции все учтено и запротоколировано. Сколько же рыбы было добыто в прошлом году на Финском заливе ?


- Естественно, значительно меньше, чем в советское время, когда только корюшки вылавливалось около 20 тысяч тонн! Ныне эта цифра по этой исконно питерской рыбешке понизилась всего до 144 т, салаки поймано 2062 т, кильки - 612 т, леща - 89 т, судака - 38,5 т, лосося - 600 кг.
Столь мизерные объемы вылова объясняются в первую голову активным хозяйственным использованием "человеком разумным" нагульно-нерестовых зон - и теперь, например, о знаменитой Лахтинской отмели, где весною в обилии прежде концентрировалась корюшка, сегодня - в большинстве своем из-за несанкционированного сброса грунта - надо просто забыть. Намывание же Васильевского острова настолько замутило воду, что рыбакам, традиционно промышляющим здесь, приходится вручную отмывать улов в проточной воде, иначе его просто не реализуешь.


 - Но есть ли какие-то конкретные статистические и научные данные об экологической вредности данного проекта?


- Есть и цифры, накладываем мы и штрафы (около 15000 рублей за протокол), но в силу пресловутых экономических факторов этот проект с успехом продолжается. Тем более что следившая прежде за состоянием воды Финского залива Спецморинспекция существует сегодня только на бумаге. Вместе с тем экологический ущерб от подобных проектов можно было бы успешно компенсировать созданием искусственных нерестилищ, и это не новость для многих экономически развитых стран. Есть проблемы и с добычей железно-марганцевых конкреций в районе островов Гогланд - Мощный. От жителей Усть-Луги, где они хранятся под открытым небом, стали поступать жалобы на обострение различных заболеваний.

- Алексей Станиславович, давайте теперь поговорим о проблемах любительского рыболовства. Что происходит на заливе в этой рекреационной нише?


- У любителей главная проблема - другого рода: это сети. Ну не может наш человек выехать на пикник и не поставить хотя бы 25-метровый конец. Ведь простейшая сетчонка стоит в магазине всего 90 рублей. Кто-то даже посчитал, что "удочкой в клеточку" в Ленинградской области балуется до 800 тысяч "любителей"! Особенно эта забава распространилась в последние годы, в связи с громадным ростом парка надувных лодок и надежных портативных подвесных моторов импортного производства. А вот в СССР сети были строго запрещены не только к использованию частными лицами, но даже и к продаже. Другая проблема - отсутствие современных правил любительского рыболовства, ведь до сих пор мы руководствуемся "библией" почти двадцатилетней давности, где нет таких понятий, как троллинг, а ловля на "дорожку" даже под веслами запрещена!


- Но ведь в 2004 году Госдумой был принят федеральный "Закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" ? Опубликован и проект новых правил, где троллинг уже в полном законе - правда, почему-то ограничен всего двумя приманками.


- Так-то оно так, но в законе одни лишь общие фразы, и чтобы такой документ заработал, необходимо порядка трех сотен подзаконных актов и разъяснений. Вот они-то и застряли на согласованиях и рассмотрениях. Так что, по-прежнему ждем официальных бумаг - и пока штрафуем любителей, которых становится все больше, по советским правилам. Возможности для этого в нашей морской инспекции сегодня есть все - 57 сотрудников и довольно приличное материальное обеспечение. Хотите сами убедиться? Тогда будьте завтра в 7 утра в Сосновом Бору у госинспектора морской охраны Сергея Лапшина.
Почему в семь, я понял несколько позднее - когда мы нахватали первых бреков в Щучьей бухте, в районе 16-го причала, совсем неподалеку от Соснового Бора. Мужички на старенькой "Пеле" под 5-сильным четырехтактным "Меркурием" старательно снимали на метровой волне лесковую "сороковку", ну никак не менее 250 метров. Наша эскадра выглядела гораздо внушительнее: рыбинспекторский алюминиевый Master со 100-сильным Mercury EFI и пятиметровый надувной "Посейдон" под "тридцаткой" Tohatsu. По-честному, мы благодарили провидение, что взяли для выполнения рыбоохранного рейда у Сергея Мнева именно эту надувнуху с диаметром баллона 62 см и грузоподъемностью более тонны. В суровых морских условиях в кокпите ладно скроенной лодки чувствуешь себя в полной безопасности. Поскольку колбасило довольно прилично, более 38 км/час мы сегодня не выжимали, но для таких погодных реалий и специфических работ скорость и не нужна вовсе. Главное здесь - большой борт, с которого можно уверенно, даже на волне, свеситься, выбирая незаконные сети, и вольготно расположить разнообразное имущество в просторном кокпите.


Деваться бракошам было некуда, и они угрюмо отбрыкивались: "Не мешайте работать, волна ведь!". В составе нашей опергруппы -общественные инспектора Александр Мелыдер и Владимир Савчевич, без их помощи инспектору Лапшину было бы действительно сложно: в Заливе волна, что надо, и одному и зачалиться, и даже оформить протокол - проблематично. В "Посейдоне" со мной курсируют Андрей Спирин и Эдик Бубович, давнишние однокорытники по рыболовной теме.
Улов в сетях небогатый - пара мелких судаков, корюшка, плотва. Рыбинспектор Лапшин насчитал ущерба всего на 650 рублей. Бракоши попались словоохотливые и довольно грамотные по рыбной части. На вопросы отвечали с охоткой, без каких-либо злобных выпадов и горестных сожалений.


- Неужели интересно сеткой промышлять ?- интересуюсь у проштрафившегося сорокалетнего жителя Соснового Бора Валерия Николаевича Оборина


- Конечно, занимательно, - отвечает провяленный ветрами мужичина, - бывает за ночь и 100 кг судака ввалится.

- Cпиннингом ловишь?


- Конечно, но апрель - не его время. Сейчас только "клетка" в дело идет.

- Когда блесною поработать можно на Заливе ?


- Мой график по спиннингу такой: февраль - март - это кумжа, май - июнь - судак и щука, октябрь -ноябрь - конечно, лосось. Остальное время - сетки.

- Пардон, но ведь ты указал и запрещенные правилами сезоны, и даже краснокнижные виды - кумжу и лосось!


 - Правил не читал, а книгу красную пусть в Москве изучают, - довольно вразумительно рассуждает Оборин, - а нас еще поймать надо. Вот сегодня из-за волны замешкались на сетках, а то бы фиг попались!

- Почему ходишь на импортном моторе и старенькой лодке ?


- Далеко от берега забираться не приходится, так что хватает и "Пеллы". Это ты на своей лайбе можешь море пересечь, нам же эта забава ни к чему. С "Меркурием" дружу уже почти три года - и он еще ни разу не подводил, так что ни к "Ветерку", ни к "Салюту" больше никогда не притронусь.

- Что будем писать в объяснении ? - сурово вступает в наш диалог Сергей Лапшин.

- Неужели не понятно, гражданин начальник, только что закончился пост - и захотелось свежей рыбы, - ехидно улыбается безработный Валерий Николаевич (именно так он написал в протоколе).

- И это происходит в середине апреля, при температуре воздуха чуть выше нуля, северном ветре и метровой волне, - комментирует ситуацию рыбинспектор, - а летом только на моем участке в выходные на берегу стоит по 200 палаток, не меньше и на-дувнушек, и почти столько же сеток. Вот и получается в год по 50-80 протоколов на рыбинспектора.

- Беда в том, - активно вступает в разговор Александр Мельцер, - что сети настолько дешевы, что люди не боятся их бросить и, завидя рыбинспекторский катер, уезжают домой. Ничейная же сетка продолжает губить рыбу круглосуточно.

- Вот и получается, что работы непочатый край, - подводит итог выезду бывший пограничник Лапшин, - а есть новые правила или их нет - наш народ всегда толкует официальные писули в собственном разрезе и понимании. Редакция благодарит ООО "Посейдон" за всестороннюю помощь в организации рыбоохранного мероприятия.

Вместо постскриптума

В заключение хотелось бы отметить несколько особенностей пятиметровой "Посейдоновской" лодки. Пожалуй, тут первый случай на рынке, когда столь внушительное судно весит всего 120 кг. Достигнуто это благодаря использованию ПВХ-ткани другого типа - не такой,что стоит на более малорослых надувнушках. У лодки большая килеватость и надежно закрепленные банки. Единственное, что хотелось бы увидеть в дальнейшем на таких "крейсерах", так это складную ходовую рубку - ведь сидеть на румпеле на морской волне всегда сплошное мучение.
 
Спортивное Рыболовство № 5 2007 

журнал Спортивное Рыболовство №5 2007

журнал Спортивное Рыболовство №4 2007

журнал Спортивное Рыболовство №3 2007

журнал Спортивное Рыболовство №2 2007


журнал "Спортивное Рыболовство" №1 2007

браконьер, правила ловли
Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (63)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (29)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (44)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (61)
  5. Моя лодка не требует регистрации (179)