Узелки на шнур, и на память

Большинство рыболовов, особенно спиннингистов, часто меняющих места якорных стоянок, испытывают немалые неудобства при манипуляциях с якорем. Чтобы увеличить или уменьшить отпуск шнура, изменить положение лодки относительно ветра или течения, постоянно приходится, положив удилище, что-то перевязывать, перезакреплять, тратя на это драгоценное время. В прошлом году я придумал, как от этого избавиться.

рис.1Но для начала - о багаже. Многим не раз приходилось решать проблему надежного крепления багажа на транспортном средстве - от ручной тележки до верхнего багажника автомобиля. Фиксация багажа с помощью шнура весьма неудобна: закрепление конца шнура с сохранением натяга - дело кропотливое. Кроме того, обвязка при транспортной тряске неизбежно ослабевает, приходится перевязывать.

Более удобный способ - с помощью резиновых тяжей, типа эспандерных резинок. Но и у этого способа свой минус: чтобы обеспечить необходимый натяг, часто приходится обкручивать конец тяжа вхолостую и вокруг чего попало. Кроме того, прочность крепления хуже, чем со шнуром: при резком торможении или ударе багаж может с крыши "спрыгнуть" на капот. Немалое значение имеет и то, что масса, объем, да и стоимость этого крепежа больше, чем у шнурового.

рис.2Я уже более 10 лет пользуюсь комбинированным способом. Обвязываю багаж шнуром, а концы его стягиваю с помощью короткой резинки. На каждом конце шнура у меня с небольшим интервалом (5-10 см) навязано несколько простых узлов, а на обоих концах резинки закреплены крючки. Ширина щели крючка такая, что через нее шнур проходит, а узел - нет. Обвязав багаж, захватываю одним крючком узел в начале шнура и, растянув резинку, накидываю крючок на подходящий узел на другом конце. Если в нужном месте узла не оказалось, то завязать его - секундное дело. Если в процессе транспортировки натяжение шнура ослабло, просто перекидываю один из крючков на другой узел. В качестве резинок использую толстостенную (вакуумную) трубку длиной 15-20 см. Заделка крючков показана на рисунках. Шарик (рис. 1а), не дающий крючку выскочить из трубки, делаю, обмотав конец несущей проволоки другой, более мягкой проволокой и пропаяв насквозь припоем образовавшийся клубочек. Неровности зашлифовываю, чтобы не повредить трубку. Бандаж (рис. 1б) делаю любой прочной нитью, для надежности его можно промазать клеем.

О делах якорных
Вышеописанную идею можно приспособить к якорным делам. Простейший, с помощью банального гвоздя, способ избавиться от необходимости привязывать и перевязывать якорный шнур, показан на рисунке 2. На шнуре навязаны с интервалом узлы, не проходящие через щель крючка. Интервал между узлами такой, чтобы они не попадали на борт лодки. На моей "Уфимке" - это около 1 м. Иначе они могут протереть борт.

рис.3Крюк из гвоздя устанавливается на передней банке. Эта конструкция обеспечивает возможность вслепую одной рукой укоротить отпуск якорного шнура, не выпуская из другой руки удилище, которое, к примеру, гнет щука, норовящая уйти в тростники.

Однако такой примитив не пришелся мне по душе, и я изготовил съемную скобу на одном барашке (рис. 3). У меня под рукой оказалась миллиметровая пластина из титана, хотя для двухместной "надувнушки" лучше бы 2- или 3-миллиметровый алюминий. Замысловатая форма плоского крючка определялась желанием исключить возможность самопроизвольного выскакивания узла из зацепления при различных углах выхода шнура и предельно облегчить заведение шнура в щель. Кромки металла необходимо скруглить, чтобы не перетирался шнур. Кроме этой скобы я установил на этой же банке по паре крючков по каждому борту, за которые возможно зацепить уже закрепленный в скобе шнур, для изменения углов положения лодки относительно ветра или течения (рис. 4).

Эта операция также может быть выполнена на ощупь и одной рукой. Конструкция крючков - дело вашей фантазии. Я их сделал их того же материала, что и скобу (рис. 5).

О запасе
Я уже писал о своих якорях (СР №3 - 1999), повторяться не хочу, напомню лишь, что разработаны они с таким расчетом, чтобы их лапы разгибались в случае "мертвого" зацепа при предельном усилии на шнуре. Якорей - две модели: малая (0,5 кг) и большая (около 1 кг). Малая предназначена для двухместных надувных лодок, большая - для более серьезных (она прошла успешные испытания на сборно-надувном катамаране "Альбатрос" и пластиковой "Пелле").

рис.4-5Поскольку у меня появилась робкая надежда, что в скором времени эти якоря могут появиться в продаже, не могу не предупредить владельцев двухместных надувнушек: большой якорь я категорически им не рекомендую. Дело в том, что когда я демонстрировал свои якоря на выставках, многие владельцы малых резиновых лодок высказывали сомнение в том, что полукилограммовый якорь достаточен для их лодки, и просили продать большой - им казалось, что запас не повредит.

Прошлым летом я рыбачил у истока Невы, чуть выше острова Орешек. Когда поднялся приличный северо-западный ветер, я решил половить в левой протоке, спрятавшись от ветра за остров. Раньше меня судьба туда не заносила, и то, что там мощнейшее течение, было неожиданностью. Описанных выше якорных наворотов у меня тогда еще не было, и шнур был просто привязан к банке. Как только якорь ухватился за дно, лодку моментально развернуло почти поперек течения - и вода чуть было не хлынула через борт. Если бы это случилось, лодка наверняка бы опрокинулась. Манипулируя шнуром и веслом, я смог поставить лодку носом против течения. Достигнутое равновесие было шатким: течение или порыв ветра могли его нарушить. Шнур из рук не выпустить, до ножа не добраться. Интуиция подсказала, что если я смогу подобраться поближе к месту зацепа, мне удастся разогнуть якорь. И вот когда шнур составил с водной поверхностью угол около 45°, якорь освободился. Позже, на берегу, я узнал, что подобные ситуации в этом месте не редкость. Было и несколько случаев с летальным исходом. Так что окажись тогда у меня не полукилограммовый якорь, а килограммовый, "с запасом", то возможно и не было бы этой статьи. Намотайте это на себе ус. На всякий случай имейте под рукой легко открывающийся нож - якорный канат перерезать. Ведь злую шутку может сыграть с рыболовом не только течение, но и внезапно налетевший ветер, и мало ли что еще...

Р. Мясников

"Спортивное рыболовство № 4 - 2007г."


журнал Спортивное Рыболовство №4 2007

журнал Спортивное Рыболовство №3 2007

журнал Спортивное Рыболовство №2 2007


журнал "Спортивное Рыболовство" №1 2007

Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (51)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (27)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (43)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (56)
  5. Моя лодка не требует регистрации (100)