Не дай снасти замерзнуть

...Она - снасть любимая, она - снасть хорошая, с ней вы получаете удовольствие, наслаждаясь каждой минутой рыбалки, проведенной вместе. Но сейчас - холодно. Лед. Солидный минус на термометре. И она... Она в ваших руках замерзла! Конечно, а разве вам самому тепло? Но не она же потащила вас в такую погоду на рыбалку, а вы ее. И если вы не хотите, чтобы она наглухо закоченела, побеспокойтесь о ней заранее. И раз уж круглый год ваш удел - спиннинг, и нынче вы тоже "пингвин", хоть и со спиннинговой снастью, так подготовьте ее, свою снасть, к эксплуатации в холодную зимнюю погоду.


Начнем с катушки
При эксплуатации в минусовую температуру спиннинговая катушка скрипит, туго крутится, ролик лесоукладывателя воет и замерзает. И что делать? Идти в любой магазин автозапчастей и покупать там три вещи - размораживатель дверных замков, средство WD-40 и аэрозольную силиконовую смазку для резиновых уплотнителей дверей автомобиля, не содержащую едких компонентов.

WD-40Все эти средства желательно покупать подороже, лучше - каких-нибудь известных производителей, европейских или американских, отвечающих за технические показатели и качество своей продукции. Например, я использую Lock De-icer от франко-английского концерна Holts, благо эта "химическая гадость" не содержит активных компонентов, могущих разъесть покрытие ролика. Этим размораживателем опрыскиваем внутреннюю поверхность ролика лесоукладывателя. Ко всему прочему в этом средстве содержится еще и смазывающее вещество. А, да, чуть не забыл: перед работой с роликом заклейте скотчем или пластырем его наружную часть, по которой проходит леска, т.к. если маслянистый аэрозоль попадет на эту часть, то леска станет проскальзывать - и ролик не будет крутиться.

Размораживателем попрыскали, переходим к следующей процедуре: внешние поверхности ролика с двух сторон и опорные его стенки нужно опрыскать аэрозолью WD-40 английского производства. Это средство способствует вытеснению влаги (марка "WD" -сокращение от Water Displacement - по-английски "вытеснение воды") с металлических поверхностей ролика, покрывая эти поверхности и обеспечивая отсутствие влаги даже в микроскопических шероховатостях металла или покрытия, а образующаяся пленка, к слову, защищает детали от ржавчины и коррозии. Все это и приводит к непопаданию воды внутрь механизма лесоукладывателя. Кстати, нелишне предупредить, что вышеперечисленные химические вещества не должны очутиться внутри подшипника ролика, если таковой имеется в вашей катушке.

Следующий узел - механизм сбрасывания дужки лесоукладывателя. Здесь все просто: снимаем защитную крышку механизма, берем WD-40 - и прыскаем, прыскаем, прыскаем, но только на пружину и металлический стержень. Аналогично поступаем и с втулками стоек ролика и дужкой лесоукладывателя. Можно еще обработать крышку корпуса по периметру и брызнуть на втулку клавиши рукоятки, а также на места крепления самой рукоятки, не помешает. Вот, пожалуй, и все с катушкой.


Продолжим на спиннинге
Вас интересует, зачем силиконовая смазка? И в хозяйстве пригодится, и для спиннинга. Ну, коль уж я упомянул о спиннинге, давайте о нем.

Lock De-icerСтандартная ошибка многих "пингвинов-спиннингистов" - смазывание пропускных колец удилища гелиевой силиконовой смазкой. Почему? Элементарно: неизбежный избыток смазки оказывается на шнуре или леске, а соответственно - и на ролике лесоукладывателя. Даже если смазка та и не попадет внутрь него, то, по крайней мере, оставит масляный слой на его поверхности. Дальше - все так же просто: при проводке шнур не крутит ролик, а проскальзывает по нему - сообразно, мокрый ролик через буквально полминуты подмерзнет, т.е. перестанет работать. Ну а если вы силиконовой смазкой еще и шнур пропитываете, так грош цена будет катушке после этого. Между прочим, в случае неравномерной пропитки волоконного шнура, тот на необработанных участках намокает, обмерзает, становится жестче - и получается, что ледяная корка шнура соскабливается первыми тремя - четырьмя пропускными кольцами, в результате чего последние обрастут шубой из инея.

Как с этим бороться? Подскажу: берем именно аэрозольную силиконовую смазку (я вот использую - спрей FG-4259 от американской фирмы Turtle Wax или Lubrifiant Silicones от ELF или того же Holts) и тщательно опрыскиваем ею пропускные кольца верхнего колена спиннинга. Лучше эту процедуру выполнить дома на предварительно промытых и тщательно высушенных кольцах. После обработки необходимо подождать несколько часов, чтобы смазка просохла и образовала тонкий защитный слой пленки. Проверить, высохла ли смазка, можно с помощью чистой салфетки - проведите ею по кольцам, и если останется жирный след, то повторите процедуру - и подождите еще.

После того, как вы убедились, что смазка высохла, те же кольца покрываются водоотталкивающим WD-40. Это позволит значительно снизить степень обмерзания колец.

Чего делать нельзя? Нельзя использовать силиконовую смазку, предназначенную для обработки металлоповерхностей (читайте "сопроводиловку" на баллончике аэрозоля) - она однозначно убьет лаковое покрытие спиннинга. Также нельзя допускать попадания любых смазок на места стыка колен спиннинга.


Шнур или леска
И то и другое я просто обрызгиваю водоотталкивающим средством. Поступая так, будьте готовы к тому, что долго такая леска или шнур не прослужат, максимум - неполный зимний сезон, хотя леска может прослужить и меньше - половину, скажем, сезона. Обрабатывать шнур или леску нужно не на шпуле катушки, а на фабричной бобине. Я лично это делаю при перемотке лески на катушку, равномерно опрыскивая ее прямо на заводской бобине.


Вот и все
После проведения этих процедур ваша снасть будет работать весь сезон зимней спиннинговой рыбалки.

И еще один советик: лично у меня при ловле сильно замерзали пальцы руки, лежащие на холодной металлической лапке катушки, поэтому я сделал простейшие прокладочки из тонкой пенки, которые с помощью изоленты закрепил на внешней стороне лапки катушки. Удобно, пальцы мерзнут значительно меньше, да и мягкая тонкая пенка практически не ощущается и ловле не мешает. Аналогично можно поступить и с началом комлевой части спиннинга, если в момент проводки вы привыкли держать указательный палец непосредственно там.

Не мерзните сами и снасть не морозьте. Удачных рыбалок!


М. Бородин

"Спортивное рыболовство № 12 - 2006г."

журнал Спортивное Рыболовство №12 2006

журнал Спортивное Рыболовство №11 2006

журнал Спортивное Рыболовство №10 2006

журнал Спортивное Рыболовство №9 2006

журнал Спортивное Рыболовство №8 2006

журнал Спортивное Рыболовство №7 2006

журнал Спортивное Рыболовство №6 2006

журнал Спортивное Рыболовство №5 2006

журнал Спортивное Рыболовство №4 2006

журнал "Спортивное Рыболовство" №3 2006

журнал "Спортивное Рыболовство" №2 2006

журнал "Спортивное Рыболовство" №1 2006

Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (51)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (27)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (43)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (56)
  5. Моя лодка не требует регистрации (100)