На Дону, на Доне...

Хоть многие наверняка и слышали песню очень известного питерского автора, строчки из которой стали названием этой статьи, но далеко не все из нас, рыболовов, имеют опыт ловли на одной из наиболее известных русских рек. И если о Доне в нижнем течении кой-какая информация на страницах печатных изданий проскакивает, то верхние участки этой большой реки незаслуженно остаются без внимания.


Краткий курс географии

По площади водосбора Дон занимает четвертое место среди рек, протекающих по европейской части бывшего Советского Союза. Дон уступает лишь Каме, Днепру, ну и, конечно же, Волге. Его исток находится в Тульской области, направление течения реки - с севера на юг, протяженность 1970 км. Впадает Дон в Азовское море в районе города Азов.

карта 1На всем своем протяжении река проходит через множество областей: Тульскую, Ростовскую и другие, а наш рассказ будет об участке Дона в Воронежской области - близ города Павловск.

Если взять за отправную точку столицу нашей родины - Москву, то расстояние, которое придется преодолеть путешествующему на Дон, составит примерно 700 - 750 км. Если в качестве средства передвижения выбрать автомобиль, то наиболее коротким будет маршрут по федеральной трассе "Дон" (М 4). Ехать надо все время прямо - через города Елец, Воронеж и т.д., пока не доберетесь до города Павловск.

Справедливости ради нужно признать, что трасса "М 4" довольно сильно загружена, а в осенний период - тем более. Многочисленные фуры перевозят урожай, собранный жителями южных регионов России, и зачастую нужны крепкие нервы и серьезные водительские навыки, чтобы спокойно передвигаться, постоянно обгоняя вереницы большегрузного транспорта.

Но есть альтернативный вариант, который пусть и удлинит маршрут на несколько километров, но зато поездка выйдет куда спокойнее и отнимет гораздо меньше сил. Из Москвы следует выбираться по Симферопольскому шоссе, до Тулы дорога хорошая, в несколько полос, так что можно прокатиться и с ветерком. Далее, придерживаясь направления на Белгород, проезжаем населенный пункт Щекино и сворачиваем налево, под указатель на город Ефремов. Буквально через сотню километров, пройденных по слабо загруженной дороге, оказываемся в уже упомянутом городе Ефремов и, следуя далее, попадаем на "М 4" недалеко от Ельца. Впереди ждет сужение дороги, так что понервничать все равно придется, но триста с лишним километров, пройденных без ощутимых трудностей, уже позади.

Добравшись до Павловска, можно расположиться на реке и в окрестностях города - места там живописные и рыбные, но лучше проехать еще несколько километров по трассе и повернуть направо, в направлении деревни Николаевка, которая тоже располагается в непосредственной близости от реки.


А какая там природа!

Как вы уже, наверное, догадались, в качестве средства передвижения мы избрали автомобиль, и во многом потому, что необходимо было везти лодку и мотор. Дело это для нас привычное, так что особо никто не расстроился, что придется провести какое-то время за рулем автомобиля, а не лежа на тесной полке в поезде. Единственное, что слегка огорчало, так это погода, которой нас встретил Воронеж: серое, нагоняющее тоску небо и противный моросящий дождь. Такая же картина ожидала нас и на последующей паре сотен километров. Но ближе к городу Павловску тучи удивительнейшим образом испарились - и засветило не по-осеннему яркое солнце. Зрелище было действительно диковинным: тучи ходили где-то рядом - справа, слева, а над нами - ясное небо.

фото 1Один из наших спутников предположил, что это высокие донские берега и меловые горы не пускают сюда тучи. Возможно, это и так, а возможно - и нет, утверждать не станем. Вот сотовую связь они сюда точно не пускают: в Павловске телефоны работают прекрасно, а в деревне Николаевка, что всего-то километрах в тридцати ниже по течению - уже нет. И, видно, меловые горы не пускают в здешние края уклад жизни и некоторые особенности поведения, присущие жителям больших городов. Удивительное дело, но местные обитатели настолько приветливы, что, к примеру, небольшие проблемы, возникшие у нас, восприняли как свои, и брались за их решение с таким энтузиазмом, что можно было подумать, будто их прямая и непременная обязанность - заботиться о незнакомых людях.

Так вот местный житель Николай Косилов буквально взял над нами шефство. Мы еще даже не успели подумать о том, что неплохо было бы заиметь газовую плиту, как она у нас уже была, а о дарах личного огорода - и говорить нечего. А теперь - нескромный вопрос: вам когда-нибудь помогал загружать в машину лодку мэр города? Думаю, не многие способны этим похвастаться, а вот мы такой чести удостоились. Спасибо вам, дорогой Николай Ильич, за гостеприимство и заботу.


Про рыбалку

Как вы уже наверняка догадались, быт у нас оказался налажен. Палатка, в которой мы собирались жить, благодаря феноменальному местному гостеприимству превратилась прямо-таки в деревенский домик с печкой и прочими атрибутами сельской жизни. Так что о том, где спать и что есть, голова уже не болела, и мы могли позволить себе целиком и полностью сконцентрироваться на рыбалке.

карта 2Как уже говорилось, данный участок Дона очень живописен. Ширина реки в разных местах - до 100 -150 м. Местами на поворотах присутствуют ямы, к которым примыкают затоны, и если оценивать ширину водоема в этих местах, то она будет сравнительно больше, чем приведенные ранее величины. Несколько дней мы обследовали прилегающий к деревне участок, примерно равный полусотне километров. На основании этих изысканий можно сделать следующие выводы: средние глубины составляют тут 3~ 4 м, в ряде мест (в большинстве случаев - на поворотах) течение вымыло приямки глубиной 7~8 м, встречаются и ямы поглубже - от 10 до 15 м. На некоторых участках от берега отходят каменистые гряды. Конечно, сложно утверждать точно, но, по всей видимости, это старые сооружения, построенные для увеличения уровня воды в русле. Раньше это делалось для беспрепятственного прохождения судов. Передвигаясь по Дону на лодке, мы встретили затоны, достаточно глубокие и с хорошим донным рельефом. Береговая линия в окрестностях очень разнообразна: низкий, заросший кустарником берег где-то переходит в громадный песчаный обрыв с великолепным сосновым бором на его вершине. Или заросший тростником затон может вплотную граничить с меловой горой. Разумеется, такое ландшафтное разнообразие однозначно влияет и на донный рельеф, сделав его очень перспективным с точки зрения укрытий для рыбьего населения. Продолжительные мели могут резко перейти в яму с ощутимым обратным течением, что практически гарантирует наличие в этом месте рыбы. На данном участке Дона основной добычей спиннингиста в осенний период станет, скорее всего, щука, судак, сом и окунь. Ловят их здесь самыми разнообразными способами, как говорится - кто во что горазд.

фото 2Начнем с того, как рыбачат местные жители. Надо признать, жители прибрежных деревень показались нам достаточно законопослушными гражданами. За все время нашего там пребывания мы зацепили всего один непонятного вида перемет. Нелепые крючки и тонкая леска на поводках позволили нам сделать вывод, что его установка - это, скорее, баловство несведущих в рыбалке граждан, чем обдуманный поступок опытного браконьера. В основной же массе местные ловят на колеблющиеся блесны, которые в здешних условиях - достаточно серьезное оружие. Первостепенные места, где используются "колебалки" - это затоны и прибрежный тростник. Наиболее перспективный для ловли затон примыкает к так называемой "Козинской яме" (карта 1). Затон этот достаточно глубокий и с многообразным рельефом, что делает его притягательным для самой разной рыбы, в том числе - и для хищника. В основном это щука и окунь, охотно отзывающиеся на колеблющиеся блесны, по форме напоминающих ложку. Самой уловистой оказалась блесна от воронежской фирмы "Фламинго" (фото 1). Видимо, дух землячества силен и у подводных обитателей, раз они отдают предпочтение местным торговым маркам.

фото 3В выходные дни на описываемом нами участке Дона можно встретить довольно много рыболовов на моторных лодках, которые другим способам ловли предпочитают троллинг. В основной массе - это приезжие из окрестных городов. Затрудняюсь сказать, откуда такая всеобщая любовь к троллингу, но факт остается фактом - 90% владельцев лодок с мотором занимаются тем, что волокут за собой воблер. В здешних краях такой способ ловли называется "протяжкой".

Стратегическим планом подавляющего большинства является проводка воблера вдоль свала, вплотную подходящего к стене камыша. Наиболее перспективны свалы с 1,5 м и до 4,5-6 м. Наилучших результатов нам удавалось добиться при помощи воблеров от Nils Master (фото 2, а - Invincible, фото 2, г - Stalwart), Storm Deep Thunder (фото 2, б) и Rapala Shad Rap (фото 2, в). Но, как вы понимаете, монотонное волочение приманки вдоль свала - не самое веселое занятие, в свете чего очень интересным может показаться способ, который предложили наши воронежские товарищи: при помощи троллинга они находили рыбу, затем якорились - и ловили взаброс. Их многочисленными трофеями оказывались щуки и окуни. Взаброс хищник ловился на самые разные приманки, в том числе - на уже упомянутые "колебалки" и самые разные джиговые приманки. Тактика проста: встаете на границе глубин и проводите приманку непосредственно вдоль свала или под разными углами к нему. Но на Дону, как и на многих других реках, есть участки, где троллинг становится практически вне конкуренции. Это мелководные участки с очень сильным течением. Ловить взаброс на них очень трудно, а иногда - и невозможно, во всяком случае - донную рыбу. Поэтому многие местные жители игнорируют рыбалку в таких местах - и, как показывает наша практика, совершенно напрасно: в большинстве случаев сильное течение вымывает в донной породе небольшие канавки, в которых и скрывается хищник.

карта 3К примеру, такое место есть непосредственно напротив пляжа города Павловск (карта 2). Фоновые глубины здесь - 3~4 м, местами на дне имеются наносы в виде небольших бугорков. Так вот, хищная рыба, и в частности - судак, предпочитает держаться именно здесь, игнорируя, казалось бы, более привлекательный приток Дона. Успешной здесь ловля была с использованием приманок от фирмы Наlсо Sorcerer (фото 3, а, в), опять же Rapala Shad Rap (фото 3, б) и Storm Mid Thunder (фото 3, б). Размер приманок абсолютно не смущал хищника, а то, что временами воблеры рыли дно, лишь способствовало увеличению количества поклевок.

Разговор о ямах, наверное, стоит вести на примере шикарного места под уже упоминавшимся названием "Козинская яма" (см. карта 1). Эта яма глубиной в 15 м образовалась на повороте реки, делающей крутой вираж и натыкающейся на громадную меловую гору. Подводный рельеф данного места очень и очень разнообразен, глубокие участки граничат с твердыми подводными возвышенностями, к тому же яма граничит с затоном, и примыкающие к нему глубинные бровки практически всегда являются местом кормежки хищника. В большинстве случаев тут обретается судак, но нередки и поимки сомов. Летом речные гиганты чаще попадаются "на квок", а осенью предпочитают тяжелые джиговые приманки крупных размеров.

Еще одним участком реки, о котором обязательно нужно рассказать, являются так называемые "полу-дамбы", или каменистые насыпи. Летом они "работают" практически все, независимо от места расположения и примыкающих глубин. Если постараться, всегда можно что-то поймать - окуня на "вертушку", голавлика на воблер и т.д. Но с наступлением осени перспективными остаются дамбы, которые граничат с хорошими глубинами в 4-6 м (карта 3). За ними образуются приямки с обратным течением, они являются местом концентрации различной рыбы, и хищной в том числе. Самое эффективное "оружие" тут - это джиг. Поймать можно что угодно - окуня, щуку, судака и даже сома. Надо только пробовать - и, в конце концов, все получится.

И в заключение хочется пожелать: ловите рыбу часто, с удовольствием и в разных местах. Чтобы особливо "голодным" нашим с вами согражданам не осталось ни времени, ни места, дабы поставить сеть или проплыть по водоему с электроудочкой.


О. Капитанов, К. Шорин

"Спортивное рыболовство № 11 - 2006г."

журнал Спортивное Рыболовство №11 2006

журнал Спортивное Рыболовство №10 2006

журнал Спортивное Рыболовство №9 2006

журнал Спортивное Рыболовство №8 2006

журнал Спортивное Рыболовство №7 2006

журнал Спортивное Рыболовство №6 2006

журнал Спортивное Рыболовство №5 2006

журнал Спортивное Рыболовство №4 2006

журнал "Спортивное Рыболовство" №3 2006

журнал "Спортивное Рыболовство" №2 2006

журнал "Спортивное Рыболовство" №1 2006

Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (51)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (27)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (43)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (57)
  5. Моя лодка не требует регистрации (100)