Щуки страны Суоми

     Постоянно действующий месячник по охране нерестящихся весною рыб, немыслимое разрастание семьи разного рода инспекторов на воде, фото 1да и просто здоровое любопытство заставляет многих непоседливых рыболовов обращать взоры на зарубежные страны. Для Северо-Запада России ближе Финляндии ничего интереснее не придумаешь, тем более что с рыбацкой точки зрения Суоми представляет совсем не последний интерес. Тут тебе и балтийский лосось, и кумжа (правда, финны почему-то в обиходе называют эту самую Salmo trutta тайменем), и голец, и сиг, и хариус, и судак. И, конечно же, пятнистая разбойница - щука, достигающая без зоркого глаза рыбинспекции и комитета по охране природы совсем недетских размеров.

     Приплюсуйте к этому, что рыболовное законодательство маленькой соседней страны очень демократично: охотиться за большинством хищников можно практически круглый год, а стоимость базовой государственной лицензии просто смехотворна - 20 евро в год или 6 в неделю! Причем на удилища, не оснащенные катушками, можно ловить бесплатно хоть зимой, хоть летом (более фото 2полную информацию на русском языке можно изучить на сайте www.ahven.net). 
    
     В Финляндию обычно едут на машине или поезде, мы же решили проверить возможность водного пути по Балтике, выйдя на рыбалку прямо из Питера на маломерном катере. А точнее - РИБе Yamaran B-430R, комбинированной лодке с пластиковым корпусом и надувными бортами, оборудованной 50-сильным четырехтактным подвесным двигателем Yamaha с рулевым управлением. Все это хозяйство предоставила экспедиции группа компаний "ПЕТРОСЕТ" - они являются официальным дилером Yamaha и владельцем торговой марки Yamaran®. 
     
    Конструкторам и дизайнерам было интересно, как поведет себя катер в непростых условиях Финского залива. А нам при удаче перехода можно было бы запросто войти и в историю, ведь планировалось за несколько дней дойти от Питера до Хельсинки и обратно, а с надувным бортом в такой маленькой расфасовке этого пока не делал никто.

ПОГРАНИЧНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСИКИ

     Наши погранцы обычно пускают все суда за кордон по рекомендованному курсу южнее острова Гогланд, после которого надофото 3 круто повернуть на север, пройти километров 20 и преспокойно оформляться на финском пограничном переходе, расположенном на острове Хаапасаари (W 60 17 2, Е 27 11 2). Мы же получили разрешение идти в видимости береговой линии, где практически сразу за островом Козлиный расположен другой пункт перехода в "мир развитого капитализма" на острове Сантио.
     Единственное требование к маломерному судну, пересекающему границу - это наличие VHF-радиостан-ции, точных океанографических карт, спасательных жилетов и сигнальных средств - ракетницы или фальшфейера. Везде в заливе работает и мобильный телефон. Мы со штурманом (в этой роли выступал Андрей Спирин) дополнительно оборудовали РИБ топовыми огнями, противотуманным звуковым горном, эхолотом и навигатором с цветным лицом. И, как ни странно, вся данная техника не только пригодилась на маршруте, но, пожалуй, и сберегла нас от многих неприятностей и увечий.
     Наибольшая проблема вышла со страховкой судна, ибо практически все конторы как черт от ладана шарахались от словосочетания "надувной борт", а то, что РИБ непотопляем, никого не волновало. В конце концов, самая квалифицированная помощь неожиданно пришла от компании "Итерма" (www. Iterma.com).
     В целом вся процедура оформления и сбора бумаг не отняла много времени и сил, но поскольку мы были первыми, то, естественно, нашибли и несколько шишек. ЗАПОМНИТЕ: для выхода за рубеж на "маломерке" вам необходимо иметь действующий загранпаспорт, визу, судовой билет (свидетельство о регистрации катера), водительские права, судовую роль в нескольких экземплярах (это просто список экипажа, подписанный капитаном). Но в любом случае следует заранее обратиться за консультацией на Морской вокзал (СПб, ВО, пл. Морской Славы, д.1. Тел.: (812) 322-60-52, 322-60-47), именно там происходит оформление судов для выхода за кордон. Что мы, конечно, и сделали - и получили очень грамотные объяснения "что - почем" от начальника пункта перехода С.В.Гусева. Не забудьте задекларировать катер и двигатель на российской таможне, чтобы не возникло неприятностей с обратным возвращением. Иностранцев же данный вопрос и вовсе не волнует.

СВОБОДНЫ КАК ЧАЙКИ

фото 4     Пожалуй, только на воде понимаешь, что все человеки живут в одном неделимом мире, а границы между странами - есть просто надуманная и несуразная географическая оплошность... Мы проверяем корпус катера и винт на архипелаге Большой Фискар, а совсем неподалеку высятся скалистые лбы островов Хуовари. И сытые чайки, и жирнющие бакланы, и ленивые нерпы - все снуют между островами без зазрения совести и партийной принадлежности.
     В реальности же между этими скалистыми уступами существует невидимая умозрительная преграда, ведь Фискар - это еще матушка Россия, а каме-нюги Хуовари гордо лыбятся на почти не заходящем майском солнце. И есть от чего - ведь ни ГИМС, ни ОМОН, ни водная милиция, ни прокуратура, ни вездесущий рыбвод наконец, сюда никогда не доберется - ведь это уже Суоми, а, значит, и Европейский союз!
     Подумать только, но путь по Финскому заливу от Васильевского острова в центре Петербурга до самой всамделишней заграницы мы проделали с остановками и перекусами всего за 4 часа! По ходу пьесы идем неспешно, ведь лучшие показатели по расходу топлива у груженого "430-го" под "пятидесяткой" приходятся на обороты от 4200 до 4500, а это где-то в районе 36 км в час. На борту имеем 100 л высокооктанового бензина, хотя в "чушке" с этим вопросом на воде проблем нет - заправок много. Надо учесть лишь одну деталь: на многих из них расплатиться можно только пластиковыми карточками.

РУССКИЕ ПСИХИ В ХЕЛЬСИНКИ

     С воды Финляндия выглядит еще прелестнее, чем с чистенького и ухоженного асфальта. Вдоль берега - тьма тьмущая островов ифото 5 проток, кое-где стоят аккуратненькие домики, во многих местах можно найти и хорошо оборудованные отели и бесплатные зимовья, обустроенные местным управлением по туризму.
     Однажды под Коткой мы остановились на острове Кархусаари (www. karhusaari.com) в шикарном деревянном отеле у Рииты и Матти Хорто, где на стенах у хозяина вывешены приличных размеров рыболовные трофеи - 22-килограммовый балтийский лосось, щука на 14 кг и судак на 12. Оказывается, все это состояние здоровенный финн добыл совсем неподалеку от Медвежьего острова (именно так звучит его название на русском). Надо лишь знать места, приманки и сезоны.
- Шука - это май-июнь, крупный судак берет в конце первого месяца лета, - неторопливо рассказывает вечером хозяин, - ну а серебристый упрямец-лосось хорошо ловится на "дорожку" в сентябре-октябре.
     Мы со штурманом проверили пару указанных Матти рыболовных точек, где менее чем за час поимели несколько уверенных поклевок, но перехитрили лишь одну щученцию килограмма на два. Но даже не это щедрое гостеприимство, чистота вокруг и рыболовные возможности поразили бедного Спирина. Он - впервые в цивилизации, и потому никак не может смириться с мыслью, что на ночь не надо вытаскивать вещи из лодки, прятать мотор и спиннинги. В районе Котки протекает и лучшая лососевая река юга Финляндии - Кюмийоки, а в пяти километрах от города, в деревушке Лангенкоски, до сих пор сохраняется рыболовный домик нашего царя Александра III. 
 фото 6    Но сегодня нам не до исторических красот и сказок - сегодня надувной борт должен прибыть в столицу Финляндии во что бы то ни стало. От границы до Хельсинки по воде практически ровно столько же, что и до нее от Питера, но из-за сильного встречного ветра это путь растягивается на 14 длиннющих часов.
     А что прикажете делать, если злобный "южак" рвет все на пути со скоростью более 20 м в секунду. Но экспедиции это уже нипочем. Ведь и Yamaran ведет себя уверенно, и почти неслышно чуфыркает на малых оборотах трудяга Yamaha. Из-за погодных междометий и пререканий приходится муторно идти в водоизмешающем режиме на скорости около 12 км. Тем не менее, ровно через двое суток, пройдя 330 км и спалив 120 л бензина, мы с тезкой с удовольствие хрупаем мороженное прямо на РИБе в самом центре Хельсинки у православного Успенского собора.
     В марине многолюдно - пятница как-никак, и на многих яхтах, принай-тованных к ладным деревянным пирсам, происходят шумные party. Наши бортовые наклейки на русском и флажки двух стран сразу вызывают интерес как у прожженных морями капитанов в белых брюках и кожаных штиблетах, так и у модно одетых и заманчиво пахнущих парфюмом белокурых леди. Эти прелести особенно ощущаются после двух суток общения с морем, птичьим пометом на скалах, примусом и бензином в канистрах.
- И откуда астронавты пожаловали? - с добродушной ухмылкой лыбится мне навстречу молодой финский капитан. Он, конечно же, имеет ввиду комбезы survival (Survival equipment - аварийно-спасательное оборудование, находящееся на борту воздушного судна иди космического корабля.), что мы не снимали с себя практически всю дорогу. Они и "дышат", и греют, и защищают от дождя, а если вывалишься за борт - то даже держат тебя на плаву. Их тоже дали нам протестировать, но уже ребята из фирмы "Порт-Артур".
- Да недалече, из Пиетари (это по-фински значит Питер), - беззлобно отвечаю я.
- На этой надувной букашке? - у финна разлетаются в разные стороны брови.
- Эй, мужики, налейте чемпионам самого лучшего виски. Это - психи, им надо много-много виски!

НЕСГОВОРЧИВАЯ ФИНСКАЯ ЩУКА

     И ветер, и дождь, и холод "порадовали" нас в полной мере и на обратном пути. Плюс ко всему в один из дней РИБ рассекалфото 7 пространство в полнейшем тумане, и было не только не видно берегов, буев и скал, но порою казалось, что катер находится в каком-то чудном Зазеркалье и раз за разом движется по замкнутому кругу. Тут-то мы и поняли, в чем прелесть хорошего "навигатора" и заранее проложенного по картам курса. В этом вопросе нам очень помог редактор местного журнала "Шкипер" Веса Леппо. Ко всему прочему, он накрепко забил в мозги нашей "джипиэски" еще места, где можно поохотиться на крупную щуку.
     Финляндия славится монстрами из семейства Esox, и поймать штучку под 10 кило не является в этой стране чем-то из ряда вон выходящим. Готовились к встрече с гигантами и мы со штурманом, когда с помощью фирмы "Экотехнология" отбирали самые уловистые блесны от Rapala, Nils Master, Pradco, Halco. На случай и совсем невероятных событий на борту "430-го" имелся приличных размеров и хорошо заточенный багор.
     На первом этапе рыбалки мы остановились в заливчике Лииярви, территориально принадлежащем городу Порвоо. Просто поразительно, но и здесь на забытых богом островках можно найти и бесплатную крышу над головой, и хорошо обустроенный туалет, и шашлычницу - и даже дрова для костра с никому не нужным топором и фото 8лучковой пилой. Все это предназначено для диких "туриков" - рыбаков или просто семейных отдыхающих, прибывших сюда на разномерных катерах и парусниках. На островке Фал-холмлен мы были в единственном числе, а вот километрах в двух севернее, у спущенного на воду причала, стояли 5-метровый пластиковый катерок и небольшой парусник. В общем, толкотни не наблюдалось. Повсюду плавали стаи лебедей, гусей и уток, и порою чудилось, что находимся мы не на родном Финском заливе, а где-то в зоопарке. Тем более, что рыбачили лишь мы с Андреем. Эхолот "отбивал" рыбные стада как на глубине, так и у камней, вдоволь расставленных вокруг всех финских берегов на заливе. Удивительный факт, но на "дорожку" щука напрочь не откликалась, только окунь. Хотя, по нашему пониманию, у хищницы должен быть самый-преса-мый жор. Вяло тяпала разбойница и взаброс, а когда садилась на блесну, то зачастую срывалась либо у борта, либо прямо в лодку. Что для щуки и вовсе является удивительным событием - обычно все пальцы наколешь, снимая хищницу, ежели под рукою нет надежного зевника.
     Все объяснилось несколько позднее, когда "выездная группа хирургов" принялась вскрывать желудки добытых рыб. Они были пусты! Значит, послене-рестовый жор еще вовсе не наступил. Этим, видимо, и объяснялся странный выбор приманок, правящих бал на щучьем обеде в тот день - крупная медная железяка ВЕЕТЕ от финских виртуозов из Nils Masters 20-сантиметровый белесый воблер-джойнтед Long А от американской фирмы Bomber. К сожалению, самый крупняк, конечно же, закономерно отвалился с тройника, хотя его уверенные бодания и тычки я до сих пор храню в мышцах предплечья и пояснице. Рыбалкой мы остались очень довольны, и, безусловно, пожалуем за трофеями еще не раз. Тем более, что тропинка изведана, и осенью щуки и лососи будут посговорчивее, нежели нынешней сумасбродной весной. За плечами остались длинные 740 км пути, всего-то неполных 5 дней, в доступных, судя по карте, местах, а словно побывали на совершенно другой планете!



Андрей ВЕЛИКАНОВ, Санкт-Петербург
Спортивное Рыболовство №7 2006

журнал Спортивное Рыболовство №7 2006

журнал Спортивное Рыболовство №6 2006

журнал Спортивное Рыболовство №5 2006

журнал Спортивное Рыболовство №4 2006

журнал "Спортивное Рыболовство" №3 2006

журнал "Спортивное Рыболовство" №2 2006

журнал "Спортивное Рыболовство" №1 2006

Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (51)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (27)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (43)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (57)
  5. Моя лодка не требует регистрации (101)